Качество содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях
1. Кадровые условия.
2. Развивающая предметно-пространственная среда.
(Насыщенность среды/ Трансформируемость пространства/ Полифункциональность материалов/ Вариативность среды)
Образовательный процесс в соответствии с содержанием ООП ДОУ № 4 г. Липецка, организован в следующих условиях предметно-развивающей пространственной среды ДОУ:
- спортивный зал с оборудованием;
- спортивная площадка;
- медицинский кабинет;
- пищеблок;
- гладильный и стиральный цех;
- уголки сенсорики в группах;
- уголки конструирования в группах;
- уголки опытно-экспериментальной деятельности в возрастных группах;
- уголки речевого развития в группах
- музыкальный зал;
- групповые комнаты, оборудованные атрибутами различных видов театра и музыкальной деятельности с соблюдением принципа зонирования предметно-пространственной среды;
- кабинеты узконаправленных специалистов с оборудованием.
Материально-технические условия ДОУ № 4 позволяют: обеспечивать выполнения норм охраны труда сотрудников ДОУ, осуществлять доступ к сети Интернет, посредством использования Wi-Fi соединения практически на всей территории и помещениях ДОУ № 4 г. Липецка, применять в образовательном процессе мультимедийные средства для повышения эффективности педагогического процесса.
Для организации дошкольного образования в ДОУ имеются: 14 игровых комнат со спальнями, 2 игровые комнаты без спален, музыкальный зал, спортивный зал, оборудованы кабинеты педагогов-психологов, учителя- логопеда, техно-лаборатория, стартовая площадка «Познаем мир». Групповые помещения обеспечены мебелью и игровым оборудованием в достаточном количестве. Образовательная предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных особенностей и интересов детей организуется в соответствии с ФГОС ДО. Оснащение групп ДОУ отвечает современным требованиям и способствует качественной организации образовательной работы с детьми по реализации содержания всех образовательных областей основной образовательной программы.
Объекты материально-технической базы | Состояние объектов | Характеристика оснащения ДОУ |
Групповые помещения | Состояние хорошее | В ДОУ 14 групповых помещений, оснащенных отдельными спальнями. Пять групп, расположенных на 1 этаже, имеют отдельный вход с улицы. Группы полностью оснащены детской мебелью в соответствии с возрастными особенностями и требованиям СанПиНа, шкафами и стеллажами для учебно- методических и раздаточных материалов, рабочими столами и стульями для взрослых. Имеются материалы и оборудование для поддержания санитарного состояния групп. Оснащение предметно-пространственной развивающей среды соответствует возрасту детей и ФГОС ДО. |
Спортивный зал | Состояние хорошее | Спортивный зал находится на втором этаже и полностью оборудован спортивным инвентарем, имеются детские тренажеры. Программно-методические материалы соответствуют возрастным особенностям, учитывают состояние здоровья детей, планируются с учетом ФГОС ДО. |
Музыкальный зал | Состояние хорошее | Музыкальный зал находится на третьем этаже. Имеются фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, детские музыкальные инструменты. Программно-методические материалы соответствуют возрастным особенностям, учитывают индивидуальные особенности детей, планируются с учетом ФГОС ДО. |
Кабинет педагога-психолога | Состояние хорошее | Кабинет психолога находится на третьем этаже. Имеется световой стол для рисования песком, демонстрационный и раздаточный материал. Программно-методические материалы соответствуют возрасту, учитывают индивидуальные особенности детей, планируются с учетом ФГОС ДО. |
Кабинет учителя-логопеда | Состояние хорошее | Программно-методические материалы соответствуют возрастным особенностям, учитывают речевые заключения детей, планируются с учетом ФГОС ДО. Оборудование: дидактический материал, коррекционно-педагогическая литература, учебно-методические пособия, игрушки, шкафы для пособий и литературы, стол детский, настенное зеркало, демонстрационная досками. |
Кабинет заведующей | Состояние хорошее | Кабинет заведующей находится на 3 этаже, оснащен необходимым оборудованием, оргтехникой |
Методический кабинет | Состояние хорошее | Методический кабинет находится на 3 этаже, полностью оснащен необходимым оборудованием, оргтехникой. Имеются библиотека методической литературы и периодических изданий, демонстрационные материалы. |
Медицинский кабинет | Состояние хорошее | Медицинский кабинет находится на втором этаже и полностью оборудован необходимым инвентарем и медикаментами. Имеется процедурный кабинет. |
Пищеблок | Состояние хорошее | Находится на первом этаже, полностью оснащен современным оборудованием: пароконвектоматами, холодильным оборудованием, духовыми шкафами, плитами, посудой. |
Прачечная | Состояние хорошее | Находится в подвальном помещении. Полностью оснащена необходимым электрооборудованием и инвентарем. Имеются современные стиральные машины. |
Участки для каждой группы | Состояние хорошее | На территории ДОУ оборудовано 14 отдельных для каждой группы участков с верандами. На всех участках имеются молодые зеленые насаждения, разбиты цветники, садово-декоративные конструкции, игровое оборудование (балансиры, качели, горки, песочницы, игровые модули) в соответствии с возрастом и требованиями СанПиН. |
Физкультурные площадки | Состояние хорошее | На территории ДОУ имеется спортивная площадка с полиуретановым покрытием Крамб, оборудованные спортивно-игровыми комплексами, шведскими стенками, канатами, баскетбольными кольцами, футбольными воротами и пр. в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями СанПиН. |
Стартовая площадка «Познаем мир» | Состояние хорошее |
Интерактивный стол для детей Project touch, Комплекс «Играй и развивайся» метеостанция, готовая студия для аква анимации, детский обучающий планетарий, детские обучающие микроскопы, ,STEM Панель «Теплочувствительная», Тактильная мнемосхем, межполушарные доски, тактильно-развивающие панели, панели-лабиринты, равивающие настенные панели
|
Техно-лаборатория | Состояние хорошее | Стол для Lego конструирования, LEGO стена, стеллаж модульный для хранения и зонирования с контейнерами, мультимедийный проектор, комплекты робототехники Lego с аккумулярной батареей, робототехнические наборы Matatalab Coding, робототехнические наборы Matatalab Pro set, планшеты для програмирования |
Также в процессе образовательной деятельности используются печатные пособия (плакаты, демонстрационный материал), разработанные в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта дошкольного образования, интерактивные доски, метеостстанция.
Объекты спорта
В здании ДОУ имеется спортивный зал, находится на втором этаже и полностью оборудован спортивным инвентарем, имеются детские тренажеры.
На участке ДОУ оборудована спортивная площадка с полиуретановым покрытием Крамб для проведения физкультурных занятий и спортивных игр на воздухе, оборудованная спортивно-игровыми комплексами, шведскими стенками, канатами, баскетбольными кольцами и пр. в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями СанПиН.
Средства обучения и воспитания
Предметно – образовательная среда в группах ДОУ отвечает современным требованиям и способствует максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОУ.
В ДОУ имеются музыкальный и спортивный залы, кабинет педагога – психолога, кабинет учителя-логопеда, стартовая площадка, техно-лаборатория.
3. Психолого-педагогические условия.
(Условия для позитивного взаимодействия детей друг с другом/ Взаимодействие педагогов с детьми/ Условия для удовлетворения потребностей, интересов и развития способностей и творческого потенциала обучающихся/ Условия для эмоционального благополучия детей)
Формы, способы, методы и средства реализации Программы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности.
При реализации Программы педагог:
- продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
- определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
- соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
- осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;
- сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей;
- ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире;
- создает развивающую предметно-пространственную среду;
- наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;
- сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей.
В качестве адекватных форм и методов работы с детьми используются:
Виды детской деятельности | Формы организации образовательной деятельности | |
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | |
Социально-коммуникативное развитие | ||
Игровая, трудовая, коммуникативная |
Игровое упражнение Индивидуальная игра Совместная с воспитателем игра Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) Игра Чтение Беседа Наблюдение Рассматривание Чтение Педагогическая ситуация Праздник Экскурсии Ситуация морального выбора Поручение Дежурство |
Индивидуальная игра Совместная с воспитателем игра - Совместная со сверстниками игра Игра Чтение Беседа Наблюдение Педагогическая ситуация Экскурсия Ситуация морального выбора Проектная деятельность Интегративная деятельность Праздник Совместные действия Рассматривание. Проектная деятельность Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач. Экспериментирование Поручение и задание Дежурство Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Проектная деятельность |
Познавательно-исследовательская | ||
Игровая, трудовая, коммуникативная |
Рассматривание Наблюдение Игра - экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающая игра Экскурсии Ситуативный разговор Рассказ Интегративная деятельность Беседа Проблемная ситуация |
Создание коллекций Проектная деятельность Исследовательская деятельность Конструирование Экспериментирование Развивающая игра Наблюдение Проблемная ситуация Рассказ Беседа Интегративная деятельность Экскурсии Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами |
Речевое развитие | ||
Познавательно-исследовательская |
Рассматривание Игровая ситуация Дидактическая игра Ситуация общения Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых) Интегративная деятельность Хороводная игра с пением Игра-драматизация Чтение Обсуждение Рассказ Игра |
Чтение Беседа Рассматривание Решение проблемных ситуаций Разговор с детьми Игра Проектная деятельность Создание коллекций Интегративная деятельность Обсуждение Рассказ Инсценирование Ситуативный разговор с детьми Сочинение загадок Проблемная ситуация Использование различных видов театра |
Художественно-эстетическое развитие | ||
Рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыкальная деятельность, восприятие литературного текста, театрализованная деятельность |
Рассматривание эстетически привлекательных предметов Игра Организация выставок Изготовление украшений Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки Экспериментирование со звуками Музыкально-дидактическая игра Разучивание музыкальных игр и танцев Совместное пение |
Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской
деятельности Создание макетов, коллекций и их оформление Рассматривание эстетически привлекательных предметов Игра Организация выставок Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки Музыкально-дидактическая игра Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания Интегративная деятельность Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение Музыкальное упражнение Попевка. Распевка Двигательный, пластический танцевальный этюд Танец Творческое задание Концерт-импровизация Музыкальная сюжетная игра |
Физическое развитие | ||
Двигательная |
Игровая беседа с элементами движений Игра Утренняя гимнастика Интегративная деятельность Упражнения Экспериментирование Ситуативный разговор Беседа Рассказ Чтение Проблемная ситуация |
Физкультурное занятие Утренняя гимнастика Игра Беседа Рассказ Чтение Рассматривание. Комплексная деятельность Спортивные и физкультурные досуги Спортивные состязания Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Проектная деятельность Проблемная ситуация |